Иконописцам

 
Минеральные пигменты

 

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИРОДНЫХ ПИГМЕНТАХ

"Если сравнивать под микроскопом структуру и оптические свойства пигментов, применяемых в современной живописи с минеральными пигментами древних художников-иконописцев, разница становится очевидной. 
В состав пигментов, употребляемых древними художниками, обязательно примешивались пигменты, состоящие из прозрачных цветных кристаллов, - киноварь, аурипигмент, лазурит и др., имеющие блестящую стекловидную поверхность, активно отражающую свет. Если в первом случае художник удовлетворяется внешней взаимосвязью пигментов, т.е. цветовым совпадением с явлениями природы (натуры) или декоративными комбинациями, то в иконописи в подборе соотношений пигментов видно мистическое понимание элементов, составляющих колорит живописи, желание обозначить каждым минералом стихии мироздания - огонь, воду, землю и воздух. Естественно, что далеко не все мастера вкладывали в этот метод мистические и философские понятия.
Зная ремесленный кодекс, многие относились к этим минералам так же, как и к остальным пигментам. Однако ведущие мастера крупных художественных центров видели в них олицетворение стихий, способных изобразить "подобие" Божественной гармонии. Византийские духовидцы стремились свести в единое понятие сущность этих подобий и сущность своей этики. В этих стремлениях угадываются попытки создания мистической натурфилософии. Этим же отчасти можно объяснить и то, что главной целью художников с древнейших времен было наглядное раскрытие идеи света как одной из субстанций Бога. В Евангелии Сам Христос говорит о Себе: "Аз есмь свет". Эти слова и стали для иконописца смыслом и целью его труда, чтобы сама икона "смотрела" на молящегося.
 Из этого следует, что в религиозной живописи техника и философия не два различных понятия, а одно неделимое целое. Отсюда их пристальный подбор именно таких минералов, частицы которых наполняли живописную поверхность постоянным свечением и связывали разнородные некристаллические пигменты (будучи к ним подмешанными) в единую идею, так как любой пигмент, имеющий только матовое зерно и положенный рядом с золотом фона, неизбежно "проваливается", т.е. смотрится аппликативным пятном, не связанным с другими элементами живописи. Характер материала определял характер образа и делал его сущность причастной вселенской гармонии".
 А.Н. Овчинников. Символика христианского искусства, сб. статей. // М.,"Родник", 1999 



Вернуться в раздел Иконописцам
Икона дня

Календарь
Полезная информация

Православный портал "ЗВОННИЦА":

МОЛИТВЫ

АКАФИСТЫ 

Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...
Открыть раздел Гостевая книга
НовостиВ Центральном выставочном зале Перми 25 марта открылась выставка проекта "Нежная кисть"....
Открыть раздел Новости