Иконописцам

 
Как приготовить из минералов качественные краски для иконописи? В. Слетов

Свойства основных минералов-пигментов и некоторые рецепты по работе с ними.

КИНОВАРЬ (тригональная модификация HgS )
Бытующие представления о том, что киноварь ужасно ядовита, относятся скорее к области мифов. При аккуратном обращениии с кристаллической киноварью и при её помоле Вам мало что угрожает, поскольку сама по себе она нерастворима в воде и кислотах (кроме "царской водки"). Но одна черезвычайно серьёзная опасность действительно существует, и связана она с возможностью образования паров ртути, которые действительно очень опасны, их вдыхание чревато нешуточными последствиями для здоровья. Но это может произойти только в случае сильного её нагревания: при 200° киноварь разлагается и улетучивается с образованием паров ртути и
сернистого газа... Отсюда вывод: - беречь киноварь от огня!!! Нельзя работать с ней рядом с плитой, эл. рефлектором, любыми сильными нагревательными приборами. А в обычных условиях она инертна и стабильна. Киноварь "не любит" железа, не следует хранить её в металлических банках, толочь в железной ступке, соскребать с курантов металлическим шпателем (лучше завести специально для неё пластмассовый). Не стоит натирать большое количество киновари прозапас. Ведь при растирании суммарная поверхность материала многократно увеличивается, а поскольку тонкий поверхностный слой киноварного зерна подвержен постепенному изменению под действием загрязнённого атмосферного воздуха, - окислению либо образованию плёнки чёрной модификации HgS, - минерала метациннабарита, то хранить её лучше в кристаллическом виде. Впоследствии, находясь уже в красочном слое, она будет защищена от вредных внешних воздействий обволакивающей плёнкой связующего материала.

Цвет киновари зависит от двух факторов - наличия примесей и степени кристалличности сырья. Цвет чистой, свободной от примесей киновари всегда ярко-алый холодный. "Тёплой" делают её охряные примеси, даже самая незначительная примесь лимонита или гётита придаёт ей морковный оттенок, а частым коричневым оттенком ("тёплая киноварь") она бывает обязана присутствию микрочастиц гематита, антимонита или галенита. Стоит также отметить, что крупнокристаллическое сырьё даёт некоторый малиновый оттенок ("голубиная кровь") по сравнению с классическим ярко-алым из сырья мелкозернистого. Киноварный цвет глубокий и лёгкий, яркий но спокойный, не утомляющий глаз. Её торжественное свечение невозможно имитировать никакими искусственными заменителями. И хотя с XXI века появляется порошковый красный кадмий, но иконописцы до сих пор предпочитают кристаллическую природную киноварь.

Вряд-ли стоит пользоваться киноварью, предлагаемой в виде тонкого порошка, поскольку это зачастую оказывается изготовленный в лабораторных условиях синтетический продукт. В силу своей изначальной тонкодисперсности, синтетическая киноварь нестабильна и со временем может непредсказуемо менять свою окраску в сторону почернения как сама по себе, так и находясь уже в красочном слое. Кроме того, под названием "киноварь" иногда фигурируют суррогатные порошковые пигменты иностранного производства, не имеющие с собственно киноварью ничего общего, кроме названия.

И ещё - о розовом цвете. Минералов, дающих при растирании розовый порошок, в природе, увы, не существует. Но прекрасный розовый цвет можно получить добавлением к киновари кварца или кальцита (мрамора) в количестве "по вкусу". Тёмно-розовый цвет достигается также смешением белил (титановые или сурьмяные) + киноварь + немного черни + гематит.

 ЛАЗУРИТ, син. - "ляпис-лазурь" или "натуральный ультрамарин". Минерал из группы силикатов сложного состава, формула: (Na, Ca)8 x (S, SO4, Cl) [AlSiO4] 8. Ценный поделочный камень, история его использования насчитывает многие тысячелетия. Также и в качестве пигмента использовался уже с глубокой древности, особенно широко в культовых росписях Древнего Египта, на Арабском Востоке и в Античной Греции и Риме. Но как никогда широко приготовленные на основе лазурита пигменты стали применять в живописи в Европе в эпоху Возрождения, он стал неотъемлемой частью полотен Леонардо Да Винчи и Рафаэля. Первые сведения о его использовании на Руси датируются XVв. Известно, что Дионисий покупал его для фресок Ферапонтова монастыря в Новгороде по цене золота. Месторождения высококачественного отечественного лазурита в Прибайкалье у реки Слюдянка были открыты только в XVIII в., ранее же он доставлялся из Бадахшана (северо-восточный Афганистан) через пустыню Гоби и далее на север вдоль Аральского моря.
Итак, на сегодняшний день доступны для работы Афганский и Байкальский лазуриты. Каждый из них имеет свои достоинства и свои недостатки.
Афганский лазурит всегда в той или иной мере содержит примесь золотисто-жёлтого минерала пирита (FeS2). Включения пирита бывают крупными (до1-3мм.) или едва заметны глазу, их присутствие делает срез камня напоминающим ночное звёздне небо и весьма украшают его как поделочный материал в ювелирных изделиях. Но при изготовлении пигмента пирит - очень вредная примесь, так как в порошке он имеет чёрный цвет. По этой причине из красивого ярко-синего куска лазурита после растирания может получиться грязновато-синий порошок с тёплым оттенком. Всё зависит от количества примеси пирита, поэтому при выборе материала стоит особое внимание обращать на включения пирита, особенно на мелкие, которые порой коварно образуют довольно густые, но заметные лищь при очень внимательном рассмотрении скопления. Отделить пирит можно только по одному старинному очень трудоёмкому рецепту с применением воска, льняного масла, мастики и канифоли. Куда проще изначально повнимательнее отнестись к выбору сырья.
Байкальский лазурит отличается многообразием сортов и оттенков. Включения пирита в нём тоже встречаются, но гораздо реже и в меньших количествах, некоторые сорта не содержат его вовсе. Но для него характерна примесь мрамора в виде вкрапленности и прожилков белого цвета. Эти белые включения, в отличие от пирита, сразу бросаются в глаза, но их присутствие, если оно не чрезмерно, не слишком сильно влияет на качество пигмента. Тем более, что при его приготовлении мрамор отчасти соединяется с эмульсией, образуя серую пенку, которую несложно снять. При необходимости получить пигмент максимально яркой окраски мрамор можно удалить путём отмучивания крупного помола в воде или жидкой эмульсии, т.к. мрамор чуть легче лазурита и образует верхнюю фракцию, которую
можно аккуратно слить. В целом же Байкальский лазурит имеет очень приятный холодный, "звонкий" оттенок.
Есть ещё лазурит с Памира, но как сырьё для пигмента это материал низкого качества. Он имеет существенно иной состав и структуру и светлую синевато-голубую окраску, и может годиться разве что на голубовато-серые фона.

Причиной синей окраски лазурита является сера, а точнее - обособленные анионы SO4 и S2-, занимающие определённые позиции внутри промежутков между кремнекислородными тетраэдрами силикатного каркаса кристаллической решетки. Именно они создают "центры окраски", и чем более упорядоченно они расположены, тем ярче цвет. На этом основан принцип облагораживания лазурита, заключающийся в его постепенном прокаливании его докрасна (до 1000 - 1200 градусов). Упомянутые частицы-анионы становятся при этом относительно подвижны и занимают наиболее оптимальные позиции в структуре каркаса, что и проявляется в усилении цвета. Но если, упаси Боже, лазурит перекалить сверх положенной меры!...- колебания дающих ему цвет частиц становятся чрезмерными, они начинают вылетать из своих ячеек и покидают камень. При этом в воздухе появляется запах серы, а лазурит теряет свою окраску, становясь серым навсегда. Кстати, правильное прокаливание лазурита должно завершаться его быстрым погружением в 7-9% раствор уксусной кислоты (можно взять обычный пищевой уксус). Но ненадолго, через несколько минут после остывания его надо промыть и высушить. В результате такой процедуры цвет значительно усиливается и приобретает неповторимый фиолетовый оттенок. Прокаливать лучше небольшие кусочки или пластины, чтобы они могли прогреться равномерно. Прокаливание удаётся лучше, если предварительно залить кусочки лазурита в огнеупорную мастику.

АЗУРИТ - минерал, по составу близкий малахиту, основной карбонат меди с химической формулой Cu3 (СО3)2 (ОН)2. Происхождение названия азурита то же, что и лазурита, от персидского lazhward, - «синий». Оттого в древних сочинениях философов происходит путаница между этими двумя камнями; например, Аристотель описывает азурит так, как если бы речь шла о лазурите. В Средневековье азурит называли голубой или медной синью, медной лазурью, а на Руси он был известен среди иконописцев как «голубец».
Кристаллы обычно мелкие, столбчатые или таблитчатые. Обычно образует мелкокристаллические корочки, реже встречается в значительных скоплениях в виде конкреций, друз, радиально-лучистых, селенитоподобных параллельно-шестоватых агрегатов. Встречается также в виде налётов и землистых масс, называемых «медная синь». Цвет кристаллов тёмно-синий, в землистых массах голубой. В кристаллах и кусках этот камень имеет глубокий синий цвет красивого насыщенного лазурного оттенка. Чаще всего в природе азурит встречается вместе с малахитом, а во влажных условиях замещается малахитом с образованием псевдоморфоз. Образуется в зоне окисления медных месторождений за счёт окисления первичных рудных сульфидов меди - халькопирита, борнита, блёклых руд.
В европейской живописи с XV в. до середины XVII в. на основе азурита изготавливали популярную синюю краску для фресковой живописи, которая использовалась более широко, чем краска на основе более дорогого лазурита. Это связано также и с тем, что как и лазурит, азурит даёт превосходный синий цвет, но при этом легче растирается и не требует так много усилий и времени на обогащение сырья.
В природе азурит встречается гораздо реже, чем малахит, а в чистом виде без примеси малахита совсем нечасто. Но для приготовления качественного пигмента пригодно только мономинеральное азуритовое сырьё, без малейших примесей и включений малахита. Дело в том, что устойчивый во времени в чистом виде, находясь в смеси или ином прямом контакте с малахитом, растёртый азурит постепенно, но неизбежно превращается в малахит.
Пигмент из азурита существенно отличается от пигмента из лазурита, имея чуть более тёплый зеленовато-синий оттенок. Цвет краски тем ярче и холодней, чем крупнее помол; в крупном помоле оттенок азурита восхитительно сочный, в среднем - более спокойный голубовато-синий, но если растереть его до совсем тонкой пудры, то он становится много бледнее, светлый зеленовато-голубой.

ВИВИАНИТ - натуральный минеральный индиго, традиционно используется при написании иконы "Успение Пресвятой Богородицы", где одежды Божией Матери пишутся чистым, густым вивианитом, а Силы Небесные - вивианитом в разбеле.
Вивианит встречается либо в виде зеленовато-синих полупрозрачных кристаллов, имеющих форму перьев, занозистых и ломких, часто образующих звёздчатые пучки, либо в виде пачкающихся скрытокристаллических желвачков и комочков. Это разные формы одного и того же минерала, но на микроскопическом уровне устроенные совсем по разному. Для использования в качестве пигмента пригодна только вторая из описанных выше разновидностей, называемая иногда "аморфной". Крупнокристаллический вивианит практически непригоден, даже очень долгое и усердное его растирание даёт порошок неопределённо голубовато-серого цвета. "Аморфный" же вивианит очень легко трётся, удобен в работе и может использоваться в любых смесях. Боится только извести и содержащих её веществ, поэтому при написании фресок его следует изолировать от извести, предварительно обработав тем связующим материалом, который используется в работе.
Вивианит нередко используют в комбинации с лазуритом: сначала кладётся тонкий лиссировочный слой-"подкладка" из вивианита, а затем поверх него - лазурит, но слоем значительно тоньше, чем было бы нужно без вивианитовой подкладки. Результаты получаются хорошие, да и экономия дорогого лазурита ощутимая. Ведь лазурит при всех своих достоинствах имеет довольно малую кроющую способность и для достижения цвета такой же интенсивности при его использовании в чистом виде приходится намывать довольно толстый слой. Вивианит прозрачнее охр, он хорошо смешивается с маслом, клеем и эмульсиями.

РИБЕКИТ (Riebeckite) - силикат из группы амфиболов состава: Na2 ( Mg,Fe2+ )3 Fe3+2 × Si8O22 (OH)2 . Твёрдость 4,5 -5,5. Плотность 2,9 -3,5. В кислотах не растворяется, кислотостоек и огнеупорен. Пригодные для краски разновидности рибекита встречаются в виде параллельно- и спутанноволокнистых агрегатов очень тонких игольчато-волокнистых кристаллов, часто напоминющих асбест или войлок. Цвет индигово-синий или тёмно-синий, до чёрно-синего или голубовато-серого (за счёт примеси магнетита [Fe3O4]). Блеск матово-шелковистый.
В качестве пигмента использовался ещё во времена Древнего Египта. В иконописи применялся, но редко, скорее всего потому, что сорта, пригодные для краски, сами по себе редки и их находки в относительно больших скоплениях единичны. В последние десятилетия поступает довольно качественный и относительно недорогой рибекит с Криворожского м-ния, и использовать его стали чаще.
Приготовленный из рибекита пигмент во многом схож с вивианитом. В сравнении с вивианитом к его достоинствам следует отнести бОльшую (практически абсолютную) устойчивость к любым возможным в обычных условиях внешним воздействиям, а к недостаткам - несколько сероватый, не столь сочный как у вивианита оттенок (во многих случаях его можно улучшить отмучиванием или методом магнитной сепарации, удаляя примесь магнетита) и малую укрывистость. В целом пигмент из рибекита неплох, довольно своеобразен по фактуре и оттенку и во многих случаях, его использование наряду или вместо вивианита вполне оправдано.

ГЕМАТИТ - широкораспространённая, незаменимая и очень устойчивая краска. Имеет насыщенный коричнево-красный цвет и высокую плотность и стойкость к нагреванию. Используются две разновидности: чешуйчато-мелкокристаллический "гематит-сметанник" и скрытокристаллический кусковой "гематит-кровавик", имеющий на микроуровне тонковолокнистое строение. Разница кристаллического строения обуславливает значительную разницу в цвете(оттенке). Существует известный с глубокой древности рецепт: гематит (независимо от разновидности) сильно прокаливается, желательно докрасна, и в раскалённом виде кидается в воду или обливается ей. После этой нехитрой процедуры его цвет облагораживается и усиливается, становясь ярче ~ на 10-30%. Да и трётся намного легче. Гематит - очень насыщенный, густой пигмент. Поэтому к нему как правило стоит добавлять наполнители, лучше прочих кварц или барит в пропорциях от 1:10 до 1:1. Делать это лучше не смешиванием порошков, а сразу, затирая их вместе.

Сурик железный (син: колькотар, парижская или английская красная краска, в алхимии - "красный лев") - красно-коричневая краска, оксид железа Fe2O3, по сути представляет собой искусственно приготовленный некристаллический аналог гемитита с примесями. Производится путём прокаливания очищенной железной руды или солей железа в воздухе или кислороде. По достижении заданного химического состава полученную окалину тщательно измельчают в мельницах. Получается также как побочный продукт при прокаливании основных серножелезных солей, выделяющихся из раствора при приготовлении железного купороса. На сегодняшний день в Росси "железным суриком" принято называть также высокожелезистые красные охряные природные пигменты, что не вполне грамотно. Но на отечественном рынке не первый год присутствует т. наз. "железный сурик" Криворожского месторождения, - неоднородный пигмент, состоящий из частиц гематита с примесью кварца, магнетита и мартита, придающих пигменту грязновато-серый оттенок, и у отечественного потребителя термин сурик ассоциируется с неярким красновато-сиреневато-коричневым пигментом.

 ЯРОЗИТ - минерал состава КFе3 (SО4)2 (OH)6, светло-жёлтого, как яичный желток, охристого цвета и холодного оттенка. Твёрдость 2,5; плотность 3,2. Куски ярозита представляют собой плотный сплошной агрегат из мелких пластинчатых чешуек с сильным но мягким блеском. Хорош при работе в технике "плави", особенно для личного письма, так как имеет плоскую форму частиц. Они при высыхании темперы сами укладываются друг на дружку горочкой. Следует помнить, что ярозит не любит сырости и во влажной среде с течением времени буреет, превращаясь в лимонит. Вместе с тем, исследования К. И. Толстихиной показали, что при использовании в качестве пигмента и будучи в этом случае защищены связующим слоем, ярозиты являются атмосфероустойчивыми, светоустойчивыми и обладают хорошей укрывистостью. Но щелочных покрытий не любят.

АУРИПИГМЕНТ - минерал состава As2S3. В переводе с латыни аурипигмент означает "золотая краска". Во времена средневековья аурипигментовая краска была очень популярна, высоко ценилась и носила название "королевская жёлтая". В кристаллах цвет аурипигмента золотисто-жёлтый до оранжево-жёлтого с поверхности, в порошке и краске - яркий лимонно-жёлтый. Твёрдость 1,5; плотность 3,5. Из-за слюдоподобной структуры обладает весьма совершенной спайностью, т.е. с лёгкостью разделяется на чешуйки, гибкие и довольно упругие. В совокупности с большой вязкостью это создаёт некоторые трудности при растирании. Если добавить к аурипигмену перед истиранием немного кварца или белого мрамора (5-10% от общ. массы), то он будет не только легче и быстрее истираться, но также даст более сочный цвет с холодным оттенком.

Минерал сравнительно редкий, но в отдельных месторождениях встречается в значительных количествах. Растворим в K(OH). Обладает специфическим серным запахом, усиливающимся при нагревании. На открытом воздухе аурипигмент окисляется с поверхности, но очень медленно, быстрее под действием яркого солнечного света, покрываясь при этом слоем порошковатого арсенолита (Аs2О3). При нагревании свыше 80° С меняет кристаллическую структуру и переходит отчасти в реальгар, но при этом не даёт чистого оранжевого цвета, за который последний высоко ценится. Работая с аурипигментом следует соблюдать меры предосторожности, чтобы не вдыхать аурипигментовую пыль. Но бытующие представления о его крайней ядовитости явно преувеличены, так как он не растворим ни в воде, ни в кислотах (сильноядовитыми являются именно воднорастворимые соли мышьяка). Как меры предосторожности при работе с аурипигментом необходимо и достаточно не допускать его попадания в пищу и тщательно мыть руки.
Основное количество аурипигмента поступает на рынок из м-ния Хайдаркан в Киргизии. Кристаллы аурипигмента добывают также
в Якутии (м-ние Мюнкюле), на сев. Кавказе (Эльбрусский рудник) и в Грузии (Лухумское м-ние).

 ГЛАУКОНИТ (от греч. glaukos - голубовато-зеленый) - сложный калийсодержащий алюмосиликат, минерал из группы гидрослюд подкласса слоистых силикатов (К, Na, Ca).(Fe3+, Mg, Fe2+, Al)2 [(Al,Si) Si3 O10] (OH)2 ×H2O. Мягкий и рассыпчатый в сухом виде и умеренно жирный на ощупь во влажном. Твёрдость 2-3, плотность 2,2-2,9 г/см3. Трётся легко. Широко распространен восадочных породах. Встречается в виде зелёные землистых агрегатов, скрытокристаллических плотных масс или разрозненных зёрен в песках и песчаниках, зёрна округлые мелкие (от 0,01 до 1 мм. в диаметре). Обычно содержит примесь кварца. Цвет зелёный различных оттенков, от бледного серовато-салатового до светлозелёного и тёмнозелёного, оливкого-зелёного и буровато-зелёного. Цвет определяется отношением Fe3+/Fe2+/Mg. Лучшие сорта глауконита происходят из Эстонии и Псковской области и имеют сочно-зелёную окраску холодного оттенка. Оливково-зелёные сорта - тёплого оттенка, они встречаются много чаще и хороши для использования на фона и в лессировках. Примесь глауконита прокрашивает содержаще его породы и придаёт им характерный зеленоватый оттенок (батиальный зелёный ил, глауконитовый песчаник, светло-зелёные глауконитовые пески Подмосковья, зеленоватый глауконитовый известняк). 
Содержание глауконита в породе редко превышает 50%, поэтому для получения чистого глауконитового пигмента исходное сырьё обогащается отмучиванием или методом электромагнитной сепарации. Как показали исследования реставраторов, анализировавших рентгеноструктурным методом знаменитые в прошлом "веронские" и "богемские" зелёные земли, эти старинные краски представляют собой, как правило, глаукониты различных месторождений.
Глауконитовый пигмент - один из самых стойких; он не меняется со временем, не подвержен внешним воздействиям и может использоваться в любых смесях. При наложении в один тонкий слой глауконит прозрачен и используется как лессировочная краска. Для достижения укрывистости его кладут в несколько слоёв. Приобретать глауконит стоит с осторожностью, поскольку под этим названием на рынок часто поступают молотые глинистые или песчаные породы, подкрашенные окисью хрома или анилиновыми красителями.

ДИОПТАЗ (от греч. "Diорtas", - видеть насквозь, часто внутри кристалла видны трещинки спайности), - редкий минерал из класса силикатов с формулой Сu6 [Si6О18] × 6H2O. Син.: аширит, изумруд медный. Твёрдость 5, плотность 3,3. Очень хрупкий. Встречается
в виде красивых хорошо образованных прозрачных или полупрозрачных кристаллов изумрудно-зеленого цвета.
Диоптаз добывается в Казахстане (м-ние АлтынТюбе) и в Африке (Заир, Намибия, Цумеб). Для отделения чистой мономинеральной фракции диоптаза от мрамора, доломита, кальцита и иногда лимонита, с которыми он обычно находится в тесном срастании, сырьё обрабатывается разбавленной (10-15%) соляной кислотой, которая растворяет эти примеси практически не повреждая диоптаз.
Цвет диоптаза в поршке яркий сине-голубой до синевато-зелёного. Химически нейтрален, ни в какие реакции с другими минералами или белилами не вступает. Применение в иконописи краски, приготовленной из диоптаза, в большой степени ограничено её яркостью. В чистом виде или (чаще) в смесях с малахитом и др. она может быть использована при написании, например, иконы Божией Матери "Умиление" для раскрытия одежды Спасителя и в мелких деталях одежд на некоторых иконах Божией Матери и Святителей. Но у опытных мастеров диоптаз находит себе применение не как цвет, а как "свет", используясь на заключительных стадиях работы в тонких лессировках. Достаточно "приплеснуть" тончайший прозрачный слой диоптаза на выступающие участки складок одежд, чтобы они приобрели лёгкость, воздушность и дополнительный неповторимый объём. Красочный слой из диоптаза совсем прозрачный, а тонкая диоптазовая лессировка почти не имеет собственного цвета, "поднимая" любой другой цвет, на который она наложена, не споря с ним, а заставляя как-бы светиться.

БАРИТ
Выше барит уже упоминался как сырьё для бариевых белил. Для приготовления белил его чаще предварительно прокаливают, после чего измельчают, отмучивают и сушат. Но этим возможности использования барита в иконописи не исчерпываются. Наряду с кварцем, мрамором и каолиновыми глинами он в определённых случаях может служить прекрасной добавкой или наполнителем.
Добавление барита в умеренных сбалансированных пропорциях делает большинство пигментов более светлыми и интенсивными по цвету, а также способствует их более равномерному распределению по покрываемой поверхности. При добавлении барита можно не опасаться нежелательных химических реакций, учитывая его инертность к другим веществам.
Барит близок по плотности со свинцовыми белилами, благодаря чему его можно подмешивать к ним в небольших количествах. Многие современные фирмы наладили производство смешанных свинцово-бариевых белил, в которых барит является основным компонентом. Это сильно удешевляет белила, но не лучшим образом отражается на их качестве. Кроме того, барит нередко обильно добавляют в дорогие пигменты с целью их удешевления. Но если применительно к органическим красителям применение барита как наполнителя во многих отношения повышает их качество, а во иных случаях просто необходимо, то в случае сухих минеральных пигментов лучше не пользоваться готовыми смесями, но использовать ту или иную добавку к чистому пигменту самостоятельно и в меру, в меру конкретной необходимости и поставленной задачи.

ОХРЫ
Общая характеристика природных охр приведена в первой части этой статьи ( <см.>). Нежелательные примеси до известной степени могут быть удалены отмучиванием: измельчённую охру помещают в банку с водой, взмучивают и сливают, затем отстаивают.
Дополнительно необходимо уточнить, что термин "охра" принято употреблять в отношении не только собственно природных земляных пигментов, но и в более широком толковании, т.е. под таким названием разные производители предлагают широкий ассортимент пигментов, приготовленных искусственно. В большинстве случаев "рукотворные" охры изготавливают добавлением синтетических красителей к каолиновым глинам с последующим тонким помолом. Себестоимость в этом случае значительно ниже, хотя в продажу они поступают обычно по тем же ценам, что и охры натуральные. Например, для создания 10-15кг. жёлтой охры типа "охра светлая" достаточно одного напёрстка "стронцианки".
Этот нехитрый приём изобретён не теперь, подкрашенные охры использовались и в старину, но преимущественно для фасадных, отделочных работ, тогда как в серьёзной иконописи предпочтение однозначно отдавалось охрам натуральным. Потому как
разница есть, и немалая. В чём она заключается?
О качестве. 1). В той или иной мере утрачивается одно из важнейших свойств минеральных пигментов - прозрачность красочного слоя. 2). Если все природные пигменты гармонически сочетаются между собой, то синтетические, даже в качестве незначительной добавки, могут давать излишне яркие, "кричащие" оттенки и зачастую неважно сочетающиеся между собой цвета. В то время, как в цветовом решении иконы всё, включая палитру, должно располагать к углублённому и умиротворённому её созерцанию, и уж в любом случае не будоражить, не раздражать глаз (в отличие от живописи светской, где именно к этому нередко стремится художник). 3)Устойчивость во времени и нейтральность, т.е. взаимная химическая совместимость природных охр, - то, что уже "вылежалось" в земле сотни и тысячи лет, многократно устойчивее того, что сделано недавно... 4) Естественная целостность природного материала, в то время как в "охрах" с добавками при творении краски нередко случается так, что "цвет идёт налево, а всё остальное - направо". В целом же, только поработав с теми и с другими и имея возможность сравнить, в очередной раз понимаешь, что Бог изначально дал нам в природе всё необходимое, чтобы Его прославить.
Как отличить? 1) При наличии желания работать именно с природной охрой, лучше не полениться найти сырьё в виде кусочков,
комочков и тд., так чтобы происхождение материала было очевидным. Когда приходится приобретать охру в тонком помоле, её можно просто понюхать, быстро открыв баночку: если натуральная, то пахнет землёй, а если с добавками, - парикмахерской или чем-то в этом роде.

«МУМИЯ» - плотный и жирный укрывистый пигмент группы охр, состоящий из каолинита с большим содержанием равномерно распределённых в нём тонкодисперсных, видимых только при большом увеличении частиц гематита. Используется с давних времён мастерами станковой живописи. В России минеральную краску под названием "мумия" начали добывать с первой половины XVIII в. в Новгородской и Ярославской землях. Использовалась она очень широко и в больших количествах. Вскоре вслед за этим мумиями стали называть все минеральные пигменты густо-красного цвета. По Т.У. 40х-60х гг. в СССР мумиями называли все красные пигменты с содержанием от 20 до 60 % Fe2O3 . Различались: "мумия бокситовая", "мумия тёмно-красная", "мумия розовая" или "мумия светлая".
В настоящее время термин "мумия" применяется только в России и относим к плотной и однородной кусковой красной охре, добываемой в Ленинградской и Новгородской областях и отличающейся особо высоким качеством. Среди прочего используется как подкладка под позолоту: если сусальное золото, положенное на подкладку из тонкого слоя мумии, затем слегка затереть, то можно достичь эффекта, напоминающего огненное золочение, или ощущения "старины". Иногда используется также для изготовления полимента.

из проекта "Рисуя минералы"... Виктор Слетов 




Вернуться в раздел Иконописцам
Икона дня

Календарь
Полезная информация

Православный портал "ЗВОННИЦА":

МОЛИТВЫ

АКАФИСТЫ 

Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...
Открыть раздел Гостевая книга
НовостиВ Центральном выставочном зале Перми 25 марта открылась выставка проекта "Нежная кисть"....
Открыть раздел Новости